blog

ЖИЗНЬ С ЧУВСТВОМ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

«Я живу с постоянным чувством неполноценности, наблюдая, сколько ярких людей вокруг и какая насыщенная у них жизнь» - очень распространённый мотив клиентов психотерапевта. Какую роль играют в этом явлении соцсети и тренинги по достижению успеха, какова природа этих комплексов, и как можно их преодолеть?

При том, что для многих из нас общение в соцсетях стало нормой жизни – если не сказать, каждодневной насущной потребностью, - существует немало и тех, кто живёт без соцсетей, и не обязательно это малограмотные в компьютерной области пенсионеры. В ответ на недоумённые вопросы, почему так, они обычно уклончиво отвечают, что им нечего выкладывать, но через время они могут и признаться: «Просто у всех там жизнь такая, что о-го-го, а я что?».

Дело в том, что если поговорить с любым человеком по душам, то выяснится, что даже самые активные и популярные пользователи соцсетей периодически могут испытывать такое переживание.  Правда жизни не в том, что есть люди, у которых такое чувство вообще не возникает, а в том, что кто-то научился с этим чувством справляться, то есть, переживать его, не разрушаясь. От него даже можно защищаться, с помощью кнопок «заблокировать на 30 дней», или «удалить из друзей». Но самая действенная защита – внутренняя. Все мы смертны, и все мы имеем в  жизни ограничения – в телесности, в деньгах, в возможностях. Мир невероятно разнообразен, и в одной реальности с нами живут очень отличающиеся от нас формы жизни, хотя у них тоже вроде как есть 2 руки и 2 ноги. Выходя в виртуальный социум, в соцсеть, мы сталкиваемся с этим многообразием – а так же, с нашими ограничениями, - и чтобы не разрушаться перед этими фактами, их нужно уметь принимать. Как данность.

 

Деда Мороза не существует

В соцсети люди, как правило, выкладывают только ту часть своей жизни, только ту вершину айсберга, где они могут испытывать чувства гордости и радости за себя, оставляя глобальную подводную часть неосвещённой. Это нигде не написано, но это просто надо понимать, как коллективную договорённость. 

Встреча с тем, что все иллюзии счастья и благополучия являются иллюзиями – определённый момент взросления. Одна из первых иллюзий, которые теряет ребёнок – это то, что Деда Мороза не существует. В один момент его критическое мышление становится способным воспринять, что все ждут Деда Мороза и пишут ему письма, изображают на открытках, переодеваются в него, но самого настоящего Деда Мороза в нашей реальности – нет. Он живёт в тонком мире воображения, в котором живут и все идеальные образы. О таком мире в своё время говорил Платон. А в нашем грубом чувственном мире встретиться с идеальностью можно ну разве что на несколько часов или минут. Всё, в чём есть жизнь – неидеально, оно течёт и изменяется.

Человек проходит по жизненному пути, лишаясь одной иллюзии за другой. В какой-то момент окажется, что любимый человек не соответствует ожиданиям. Потом ещё окажется, что папа и мама – не самые умные люди на планете, а просто два смертных, совершающих ошибки и ищущих счастья и покоя для себя. Что не всегда можно выиграть. Нельзя понравиться всем. И так далее. И постепенно… человек учится принимать себя и реальность такой, как она есть. Это на самом деле очень сложная задача, и нужно определённое мужество, чтобы понять, как находить источники благополучия и радости не в том, чего хотелось бы, а в том, что есть. И когда человек знает, насколько все отношения имеют две стороны, как близки и легко меняются местами любовь и ненависть, ответственность и эгоизм, глупость и мудрость  - то можно и в иллюзиях других уловить ту же самую неоднозначность. Это только на поверхности взаимопонимание с мужем, послушный ребёнок, любящие родители, высокие доходы, или иные достижения в жизни выглядят легко. На самом деле во всех фотоотчётах всегда присутствует определённая степень недоговаривания, сокрытия тёмной стороны – а это одна из форм лжи. И чтобы не завидовать яркости чужой жизни, очень полезно помнить, что жизнь – это для каждого человека процесс преодоления и напряжения. Только через них происходит развитие, а когда нет развития – останавливается и жизнь. Как говорил известный гуманистический психолог Карл Роджерс:  «Если у Вас нет проблем – проверьте, есть ли у Вас пульс».

Поговорим о математике

В фильме «Виноваты звёзды» есть такой момент, когда больной раком подросток, зная о предстоящей скорой смерти, приходит послушать собственную надгробную речь. И его девушка рассуждает о математической бесконечности, о том, что между любыми двумя целыми числами – между 0 и 1, например, находится бесконечное число чисел:  0,5, и 0.25, и 0.125, и так далее. Конечно, между 0 и 2 или между 0 и 100 будет ещё большая бесконечность чисел, но это другой тип бесконечности. А есть бесконечность глубины. Поэтому не важно, сколько ты живёшь лет, важно, насколько глубоко ты проживаешь те моменты, которые тебе отпущены. И это так не только для больных раком. Это экцистенциальная правда – данность, с которой приходится уживаться каждому мыслящему человеку.

Яркость и насыщенность жизни – это очень субъективные критерии. Если позволить себе чувствовать, то можно уловить моменты скуки и пустоты в какие-то грандиозно пафосные дни своей жизни, типа свадьбы, или получения диплома. А можно поймать сакральные, пронизывающие насквозь моменты в чем-то очень простом, например, наблюдая закат солнца, в строчке поэзии, или обняв дорогого тебе человека.  Знание этой субъективности позволяет не покупаться на стандартные показатели и шаблоны счастья, которые очень часто бессознательно делаются в угоду другим.

Точно так же, внешний облик человека может быть очень обманчивым касательно внутренних, субъективных показателей его состояния. Обычно люди, действительно переживающие глубину и радость жизни, хотят поделиться, но не стремятся выпятить это переживание наружу, потому что когда человеку хорошо, то ему уже и не важно, что скажут об этом моменте другие люди. Часто же обильные виртуальные фотоотчёты делаются в попытке закрывания внутренней пустоты через множество лайков и одобрения пользователей.

Мама, почему у меня нет куклы, как у Маши?

Ощущение своей «хорошести» в том, какой ты есть сейчас, происходит, конечно же, из детства, и пропорционально силе здоровой, поддерживающей привязанности между ребёнком и его матерью. Если потребности ребёнка, физиологические и психологические, удовлетворяются матерью своевременно и достаточно качественно, то у маленького человека естественным образом вырабатывается чувство нужности и правильности своего присутствия в семье и в мире.  

Когда начинается процесс социализации и ребёнок начинает выходить в места, где он встречается с другими детьми – в садике, в школе, на кружке – он обнаруживает инаковость других детей в плане внешности, социального положения, семейной ситуации.  Ему нужно привыкнуть к этому и найти в этом место и для себя, и для других. При наличии прочной привязанности и ощущения своей нужности родителю, ребёнок учится наблюдать инаковость других, сохраняя внутреннее благополучие. Если же привязанность слаба, маленький человек задаётся неразрешимыми вопросами, ответ на которые можно искать порой всю свою жизнь: почему у моего соседа есть то, чего нет у меня? Почему жизнь несправедлива? Почему существует социальное неравенство?

Изначально ответы на эти вопросы должен помочь ребёнку найти родитель. Нужно сфокусировать внимание на том, какими благами, достоинствами и способностями наделила природа его самого, что получается у него, и чего нет у других детей. У каждого есть свой вид силы и способности к выживанию, это закон жизни, но не всегда эти силы и способности очевидны и доступны человеку с лёгкостью. Изначальное значение слова «талант» - это грубый слиток золота. Его нужно переплавить, переработать, преобразовать в форму продукта. Для этого нужна помощь, развитие, усилия, тренировки.  Если этого не смог дать реальный родитель, то ждать придётся до тех пор, пока сам человек не распознает свой собственный потенциал и не начнёт искать учителей целенаправленно .

Самую сильную травму в этом месте получают дети, родители которых сравнивают их с другими детьми не в их пользу. Это формирует убеждение, что поскольку есть более желанные и одобряемые дети, то он, таким, как есть – не достоин любви и не нужен своему родителю – а значит, и никому, в мировоззрении ребёнка. Если такой человек не проходит серьёзную  психотерапию, не исцеляет травму базового доверия миру, он так и остаётся в переживании убеждения, что где-то есть замечательные, классные люди, но он к этим людям априори принадлежать не может. И социальные сети будут этот миф с лёгкостью активизировать и раздувать до огромных размеров.

Ответственность за успех и способность к самообучению

Особенностью нашего времени является ещё и то, что мы живём в век психологии. Если ещё 100 лет назад, и далее в глубину истории, наблюдая за богатством и благополучием других , человек мог только посетовать на устройство мира, может быть, повозмущаться поведением власть имущих,  но затем вздохнуть и вернуться «в свой удел», то сегодня ситуация совсем другая. Идеология времени таковы, что со всех сторон в инфопространстве человек слышит, что он сам – творец собственного счастья.  Дескать,  только ты решаешь, что ты сделаешь с тем, что сделали с тобой.  Не смотря на то, с какими стартовыми условиями ты пришёл в этот мир, ты – и только ты – несёшь ответственность за то, что происходит в твоей жизни, что ты создал, чего добился, и чему научился.  Идея ответственности – очень мощная идея, дающая силу и свободу человеческой личности, но у неё есть и оборотная сторона. Это - чувство вины, которое тоже взваливается на личность в случае неуспеха или посредственности.

 

Агрессивные стратегии продаж психологических продуктов так же направлены на создание у потребителя иллюзии того, что одно только посещение высокозатратного обучающего мероприятия будет являться гарантией того, что в жизни у человека произойдут положительные изменения. Но каждый, кто когда-либо посещал тренинг, обнаруживает, что после тренинга жизнь на самом деле в принципе не меняется. Может прийти некоторый внутренний покой, комфорт с самим собой, но ни успех, ни деньги, ни отношения в ней сразу не появятся. Чтобы что-то создать в жизни, необходимы систематические правильные действия, для совершения которых нужны определённые знания, навыки, и качества, приводящие к способности справляться со всё более и более сложными  ситуациями. Навыки и качества нельзя купить за деньги, о чём молчат маркетологи, их можно только выработать самому.

Все тренинги и обучающие программы рассчитаны на людей, обладающих способностью к самообучению, то есть наработке у себя новых качеств, используя полученные технологии развития личности, мышления, тела, энергетики. Но при продаже тренингов никаких процедур на выявление способности к самообучению – и отсеиванию тех, для кого тренинг будет просто развлечением – не проводятся. И затем, если после тренинга результатов нет – говорится, что это личная ответственность клиента – применять или не применять полученные технологии.

Однако, психологическая зрелость – это явление субъективное, и совсем не совпадающее с  биологической зрелостью. Нельзя требовать от первоклашки, чтобы он понимал логарифмы и интегралы, это вроде бы понятно. Но то, что психологически несформированная личность не сможет самообучить себя до вершин успешной, богатой и красивой жизни – почему-то никто никогда не упоминает. И человек может погрязать в чувстве вины и самобичевания от того, что везде говорится, что успех  - это результат выбора, и значит,  моя неяркая и не насыщенная жизнь – это следствие моей собственной слабости и неполноценности. К сожалению, попадание в такую психологическую ловушку – не редкость, ведь изначально психология активизирует в человеке его глубокую детскую надежду на лёгкое решение проблем, а затем сталкивает его с жесткой реальностью, где никто никому ничего не должен.

Поэтому популяризация психологии имеет две стороны, как и любое жизненное явление. Личностная незрелость дорабатывается не через тренинги, а только через долгосрочную индивидуальную психотерапию, через пересмотр детства и формирование для себя новых, продуктивных жизненных установок. Затем это приводит к созданию новых привычек, формирующих образ жизни, а значит, и качество этой жизни. Качество, которым человек может быть доволен в первую очередь сам. Тогда из этого состояния удовлетворённости он может встречаться с феноменом разнообразия форм жизни, и удерживать при наличии этого многообразия понимание и принятие своей собственной уникальности.

Ну и последнее, что хочется сказать в этой теме: лучшее средство от зависти – это чувство движения в собственной жизни, наличие цели, которая отзывается вашей душе, и план систематических маленьких шагов, которые вы предпринимаете каждый день для приближения к ней. И тогда достижение другими людьми из целей, созвучных их душам, будет вызывать у вас не чувства зависти и неполноценности, а радость за других в их инаковости, и в их особенной, характерной только им, прекрасности.

Опубликовано 23 мая 2020 г. на lady.tut.by

Оставить свой комментарий