blog

ЗАДОЛБАЛИ СО СВОИМ КОРОНАВИРУСОМ. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПЕРЕСТАЛИ БОЯТЬСЯ

Пошёл четвёртый месяц мировой пандемии коронавируса. В нашей стране пандемия проходит без государственных карантинов и ограничений граждан в перемещениях, отдавая здоровье каждого на откуп его собственной осторожности, ответственности, и здравому смыслу. В первое время было видно, что люди действительно принимали необходимые меры: опустевшие улицы и заведения, маски на лицах, перчатки и антисептики в руках. Явно увеличилась активность в дачных городках, на лесных тропах и реках.

Но в последние несколько недель с приходом тёплой погоды стало заметно, что люди ослабили меры предосторожности. Всё больше тех, кто потянулся в офисы на работу, а потом и на прогулки, в торговые центры, и во все привычные места. Стали расти выручки в магазинах, и не только в отделах для дачников. Люди, продолжающие соблюдать осторожность, как будто стали вызывать более агрессивную реакцию: «как вы задолбали со своим коронавирусом», «сколько можно дома сидеть, уже закончился этот ваш ковид». При этом статистика такова, что сейчас в республике идёт пик заболеваемости, каждый день прирост по 900 человек с положительным результатом теста. Эти факты явно противоречат логике и здравому смыслу и являются интересным феноменом для наблюдения психолога.

Пандемия – это явление не только медицинское, но и социальное. Оно сопровождается глобальным экономическим упадком. Поэтому всем нам приходится как бы состыковывать два противоречивых внутренних желания: с одной стороны, нужно беречь себя и близких от вируса, с другой стороны – не хочется отказываться от привычного комфорта, дохода и уровня жизни.

В тех странах мира, где были введены строгие карантины на уровне государства, людям пришлось отказаться от свободы и от дохода вследствие применения силовых методов. К этим потерям вряд ли кто-то может отнестись спокойно и философски, смиренно принимая ограничения жизни в скорости, свободе, комфорте и развлечениях как данность. Обычно принятие приходит постепенно, и практически каждый проходит последние месяцы через периоды хандры, апатии, переедания, жалости к себе, тревоги за будущее, и тому подобных негативных состояний. И хотя власти делали это для защиты здоровья собственных граждан, весьма редко можно встретить людей, которые счастливы от такого положения вещей. Нередко люди испытывают агрессию на политиков, воспринимают ограничения как лишение гражданских прав, злоупотребление властью и унижение достоинства личности.

В нашей стране официального карантина не было. Таким образом, на людей не накладывалось внешних ограничений, и им была предоставлена свобода самим накладывать ограничения на свою жизнь, кто как посчитает нужным. Экономика пострадала, но это было воспринято как стихийное бедствие, а не как навязанное сверху насилие. Людям была дана информация, и отдана ответственность за их здоровье и за адекватное  поведение в условиях мировой пандемии. Адекватное – это поведение, которое, по мнению экспертов в области эпидемиологии, приведёт к сохранению здоровья людей и к прекращению распространения вируса.

Адекватное поведение – это опора на здравомыслящую часть нашей личности. Психологи рассматривают человека, как систему, состоящую из подсистем. Например, в Транзактном Анализе (направление психологии), в структуре личности выделяют чувственно-телесную часть, под названием Внутренний Ребёнок. Это наша наивная и эгоистичная часть, направленная на получение удовольствия и радости от жизни. Кроме неё, у нас есть ещё Внутренний Взрослый - это рациональная, мыслящая и социальная часть. Она может понимать принципы, видеть причины и следствия, признавать наличие прав у других людей, делать выводы, и т.д. Ребенок - это часть, с которой мы рождаемся, а Взрослый – часть, которая приобретается при воспитании. Это происходит при впитывании в себя правил, убеждений, и идей об устройстве мира, которые передают человеку окружающие. В итоге Взрослый понимает, как устроен социум, он может проявлять силу воли, и реализовывать импульсы Ребёнка не стихийно, а в приемлемых социальных рамках. (В Транзактном Анализе используется ещё фигура Внутренний Родитель, но в этой статье мы будем её считать частью фигуры Взрослого)

Сточки зрения нейро биологии мозг человека также делят на 2 части – лимбическую систему и кортикальный мозг. Лимбическая система – это более древняя часть, унаследованная практически от рептилий , что делает нас похожими в своих реакциях на животных.  А кортикальный мозг - то есть кора головного мозга – это то, что отличает нас, людей, от животных предков: способность мыслить, накапливать опыт, и принимать решения сознательно, а не рефлекторно. Реакция этих двух частей мозга на опасность разная, и её так же можно грубо соотнести с реакцией Ребенка и реакцией Взрослого. 

Когда только наступила пандемия, это породило волну страха перед опасностью для жизни, своей и своих близких. Подвергаясь страху, люди старались принимать необходимые  меры предосторожности. Что же такое страх? Это состояние, при котором в организме происходит выброс гормона стресса - кортизола. Выброс кортизола происходит из древней, лимбической части мозга. Он мобилизует силы организма на поиск путей, снижающих напряжение от опасности – либо бегство, либо агрессивное нападение, либо лишение организма признаков жизни. Всё это - энергозатратные состояния, и кортизол даёт силы на их реализацию.

Но как долго действует страх? Он не рассчитан на долгосрочные ситуации, вроде мировой пандемии. Гормон стресса в природе вырабатывается на экстремальную ситуацию, которая разрешается и заканчивается, когда особь «сжигает» энергию, мобилизованную кортизолом для бегства, драки, или анабиоза. Но этот гормон не предназначен для длительного присутствия в организме. Те люди, у которых уровень кортизола хронически повышен, в итоге страдают депрессивными или тревожными расстройствами психики. У здорового человека страх не присутствует постоянно, он заканчивает своё действие после того, как были предприняты нужные действия.

Что же будет, если действия предпринимаются, но угроза продолжает нависать? Наступает привыкание – уменьшение ответной реакции на опасность. Привыкание свойственно всем живым существам. Чтобы привыкания не возникало, должно происходить подкрепление стимула, то есть при ослаблении мер предосторожности опасность должна набирать интенсивность, как бы напоминая, что расслабляться рано. А при пандемии опасность имеет невидимый характер.  Да, у всех есть какие-то знакомые или знакомые знакомых, которые заболели, но всё же через время люди увидели, что соблюдение или несоблюдение правил противовирусной безопасности не приносит никаких видимых последствий в их ощутимую материальную реальность. И это ослабило страх, а также мотивацию, связанную с ним.

Есть ли ещё какие-то способы побуждения человека к действию кроме страха? Да, есть. Это сознательный выбор, ответственность, любовь, вдохновение, и стремление к самореализации. Когда человек делает  что-то не потому, что боится, а потому, что он так решил сам, и хочет добиться чего-то. Чтобы такой вид мотивации появился, её нужно культивировать в процессе воспитания ребёнка. Для этого родители должны использовать не страх, как способ воздействия на ребёнка, а объяснения, любовь, терпение, и переговоры, что намного, намного сложнее. Ведь прикрикнуть, напугать ребёнка, чтобы заставить его вести себя хорошо – это быстро, удобно, и эффективно. Под действием страха человек действительно может достичь очень многого, избегая страха неудачи или страха ошибки, страха наказания или страха разочаровать близких, страха быть не таким как все или ещё какого-нибудь страха. Однако, привыкая использовать страх как мотивацию, человек не учится слышать себя и действовать согласно собственной доброй воле, согласно собственному намерению: «я так решил, и поэтому я делаю это». Известный психолог Людмила Петрановская пишет, что заставить ребенка сделать что-то из страха – это как починить телевизор, стукнув по нему кулаком, вместо того, чтобы разобрать его, и найти неработающую деталь. Чтобы из ребёнка получился Человек, с ним и обращаться нужно как с человеком, активизируя в нём не древние рептильные инстинкты страха, а задействуя его высшие человеческие способности кортикального мозга – думать, делать выводы, творить, решать, и т.д.

Действие исходя из мотивации страха – это позиция испуганного Внутреннего Ребёнка. Взрослый действует из понимания последствий своих действий. Он может удержать сиюминутный импульс ради долгосрочной цели, когда результаты действий сейчас принесут награду ещё только через некоторое время. Он может понимать потребности других людей и действовать исходя не только из собственного интереса. В условиях пандемии это Внутренний Взрослый понимает, что хотя вируса не видно, он всё таки есть. И если статистика, отражающая фактическую реальность, растёт, значит ещё рано снимать меры предосторожности и жить так, будто ничего не происходит, как страус, который прячет голову в песок, чтобы не видеть нелицеприятных  фактов.

Поэтому, чтобы соблюдать ограничения, мы используем Внутреннего Взрослого. Но та часть личности, которой нужны впечатления - Ребёнок  – устаёт от ограничений. Именно наполненность Внутреннего Ребёнка – важная составляющая часть психического здоровья. Длительные жесткие ограничения человека в  удовольствиях и проявлениях себя ведут к ослаблению психики, к неврозу, либо к накоплению агрессивной энергии. Взрослая часть должна находить для всех этих импульсов социально приемлемые способы реализации, чтобы воплощение желаний одного человека было безопасно и не приводило к ущемлению прав и желаний других. В условиях пандемии такой путь – это нахождение способов качественно проводить время в новых, непривычных формах. Сейчас люди усилии своё присутствие в виртуальном мире, стали больше путешествовать по Беларуси, больше проводить время на дачах, ездить на велосипедах, итд. Так же Взрослое поведение в условиях пандемии – это продолжение использования мер предосторожности, препятствующих распространению вируса. 

Что же происходит, если Взрослая часть слаба? Ведь она сильна только у тех, чьи родители вкладывали в её развитие, либо у тех, кто сам занимался развитием личности в течение жизни. Страх, сдерживающий Ребенка первое время эпидемии, выветрился, и не является больше основной мотивацией. Бояться надоело. А действовать согласно принципам «человеческого общежития» (общественной пользы), добровольно взятым человеком на себя – способности у многих нет. И поскольку государство не накладывает внешний карантин, то никаких тормозов не остаётся. Желание получать удовольствие от жизни у множества уставших от пандемии Ребёнков  не находит на своём пути ни внешних ограничений, ни внутреннего трансформирующего фильтра Взрослой субличности.

Поэтому свобода населения в условиях пандемии – как и демократия в принципе – рассчитана на психологически зрелых людей, на тех, кто мыслят, и имеют собственные моральные нормы и принципы. Если этих внутренних начал нет, то без внешнего управляющего начала люди превращаются в стихийную толпу. А поскольку пандемия - феномен социальный, необходимы меры на социальном уровне,  чтобы на неё повлиять. Если же их нет – пандемия обретает силу и живёт собственной жизнью, пожирая максимальное количество жертв. Потому что Ребёнок – это, кроме радости и эгоизма, ещё и наша беззащитность. Он нуждается во Взрослом как в оболочке, которая оберегает его от сложностей и опасностей Большой Жизни. Если же Взрослая часть недоразвита,  то люди становятся похожи на несмышлёных детей.  Они идут навстречу опасности, не понимая ни её наличие для себя, ни того, что мы все в одной лодке, и каждый из нас несёт ответственность и за защиту других, и уважение их прав.

Опубликовано 9 июня 2020 г. на lady.tut.by

Оставить свой комментарий