blog

ИДЕАЛИСТ, КОНСЕРВАТОР, ИЛИ АПОЛИТИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ: КТО ТЫ НА ВЫБОРАХ 2020?

Предвыборную кампанию 2020 года в Беларуси никак не назовёшь малособытийной или недраматичной, и в связи с этим можно наблюдать необычайно высокую активность людей в инфопространстве. Какие баталии, конфликты, и процессы там происходят, интересно проанализировать с точки зрения психологии.

Сам себе политолог

Людям было свойственно комментировать деятельность публичных фигур во все времена, но пока соцсети и коммуникации не были так развиты, эта прерогатива отдавалась специально обученным для этого людям – журналистам, в частности, политологам. Конечно, политический процесс, в принципе, рассчитан на то, что каждый гражданин формирует у себя свою собственную позицию на происходящее, опираясь на которую, он потом отдаёт свой голос тому или иному  кандидату. Но без соцсетей люди могли выражать своё личное мнение разве что в узком кругу. Сейчас же, имея возможность для огласки через средства электронной коммуникации, люди получили и новую возможность каждому проявить себя в роли политолога.

Высказывание же своего мнения на публику – особенно в контексте осуждения или же одобрения кого-то – имеет для личности специфический «вкус». Суждение, оценивание, присваивание ярлыков – все эти акты мышления происходят с позиции сверху, и она даёт человеку психологическое ощущение превосходства. Чувство правоты, чувство компетентности – это психологические бонусы, которые можно получить через отстаивание своей позиции против позиции кого-то другого. Было замечено, что во времена войн, когда была необходимость «нам»  объединиться в борьбе против «них», были очень низкие показатели заболеваемости депрессией, психологического недуга, связанного с чувством бессмысленности. Борьба идей – это источник психологического топлива, и энергия из этого источника сейчас активно переполняет соцсети. Выражая свою позицию, человек так же формирует свою репутацию, которая может повысить его социальную востребованность, что будет являться ещё одним бонусом для вступления в политический дискурс

Идеалисты

В психологии существует множество различных классификаций людей по способу мышления,  типу характера, разным другим характеристикам, на базе которых создаются психологические тесты.  Во многих из них существует такой тип личности как «идеалист».

К этой категории относятся люди, которые верят в позитивные абстрактные идеи, и стремятся их реализовывать и защищать. К таким идеям относятся справедливость, права человека, свобода слова, уважение к личности, итд. Идеалисты убеждены в то, что мир можно улучшить, несут гуманистические ценности, имеют видение потенциального будущего. Именно идеалисты во все времена являлись теми людьми, кто толкал исторический прогресс от рабства к демократии. Точнее, они вдохновляли на это людей, облеченных властью, потому что революционные  политические деятели всегда опирались на работы больших философов – Вольтера, Руссо, Маркса, Энгельса, и так далее.

Сейчас в предвыборное время на позиции идеализма оказались все, кто, наблюдая за использованием силы с целью удержания власти, сочувствует тем гражданам, нарушение чьих прав и свобод они наблюдают.  У них на глазах происходят события, не соответствующие ценностям демократического общества, что вызывает негодование. За этим негодованием у каждой личности стоит иллюзия того, что «я, как порядочный человек, на месте власть имущего не поступал бы так, а вёл бы себя согласно моральным нормам». Но по факту, никто из нас не знает, как бы он поступил, окажись он на этом месте. Власть – это тяжёлое испытание, и история пестрит примерами того, как поборники светлых идеалов, заполучив власть, со временем делались очень эгоистичными людьми. Облечение властью даёт возможность для высвобождения внутренних содержаний, которые были вытеснены, пока человек жил в своём маленьком мирке.  В политике обычно распространяется иллюзия, что человек хочет получить власть, чтобы помогать другим, но по факту, каждый хочет её для себя, для продвижения и расширения своего эго и зоны влияния, для получения доступа к благам и финансам. И человеческая природа тех, кто сегодня играет в политическую игру, ничем не отличается от тех, кто делал это в прошлом. Можно сказать, что по поведению власть имущих можно судить о степени цивилизованности страны.

Этот факт был замечен и зафиксирован во множестве художественных произведений. Возьмём, к примеру, недавно вышедший фильм «Бельканто». Террористы провозглашают, что хотят освободить политзаключённых своей страны, но по факту, с развитием сюжета обнаруживается, что они на самом деле просто хотят жить жизнью правящей верхушки, наслаждаться роскошью, искусством, праздностью. Поэтому раздражение на злоупотребление властью - это проекция собственной вытесненной части, которая способна на злоупотребление, жестокость, и беспредел. А такая часть есть у каждого из нас. Принятие этого не вызывает негодования, потому что просто, такова наша природа. Только тот, кто принимает, а не вытесняет свою тёмную часть, становится способным управлять силами своей души. А управлять собой – это очень тяжёлая задача, сложность которой мы порой сами себе не представляем.

Консерваторы

Психологически к категории консерваторов принадлежат прагматики, то есть люди, имеющие практичный и рациональный подход к жизни. Во время выборов к этой категории начинают относиться люди, которым есть что терять. При любом режиме, даже самом тоталитарном, люди приспосабливаются к ситуации и создают для себя зону субъективного благополучия. Психика в принципе не предназначена для того, чтобы долгое время находится в страдании, чему очень помогают различные механизмы защит и вытеснения. Есть такая грустная шутка: «Человек - не свинья, привыкает ко всему». Как известно, во времена перестройки было очень много людей, тоскующих по сталинским временам. Поэтому, когда во время выборов увеличивается шансы к тому, что могут произойти какие-то перемены, консерваторы относятся к ним с опаской, предпочитая то, что уже имеется и хорошо знакомо чему-то неизвестному и рискованному. Ведь, по факту, не всегда служение моральным идеалам ведёт к улучшению материального благополучия, а может ведь привести и к ухудшению. А идеалами сыт не будешь, и детей своих не накормишь. Поэтому, поскольку неменяющаяся десятилетиями власть даёт людям ощущение стабильности и предсказуемости, позволяя создать хорошо наработанные способы жить, сегмент консерваторов в нашем обществе достаточно большой.

Аполитичные люди

Исторически возможность выбирать своего лидера  – это право, заработанное кровью. Сильные мира сего совершенно не стремились дать своим подданным возможность подать голос, проявить себя как личность, повлиять на ход событий. Это право очень дорого стоило прогрессивному человечеству. После демократических революций долго добивались своего права на голосование женщины, этнические меньшинства. Это право было отвоёвано теми, кто понимал его смысл и ценность – то есть, идеалистами, - и «отдано» затем всем гражданам. А поскольку идеалисты составляют только часть людей (в любой классификации есть ещё 3-5-7 разных других видов личности), то не все в обществе способны его понять и присвоить. Право не является повинностью, и каждый волен выбирать, воспользоваться ему своим правом или же нет.  

Право голоса предполагает, что каждый человек в социуме, независимо от образования, склонностей, интеллекта и талантов, обладает интересом и способностью выносить суждение о государственных делах. Это не совпадает с действительностью. Политика , как и любая другая сфера жизни – религия, наука, искусство, спорт, итд – притягивает определённую группу населения, и оставляет равнодушной другую. Недавно по соцсетям ходили юмористические выдержки из сочинений школьников, и одна из них звучала так: «В 1861 году крестьянам выдали паспорта, и они начали путешествовать по стране». Это вызывает улыбку, потому что, конечно же, большая часть населения ничего не начала и просто продолжила жить как всегда. Но почему не вызывает улыбку идея, что имея право голосовать, все граждане кинутся голосовать? Тем более что в нашей стране это право в очень высокой степени формальное?

Аполитичных личностей много среди интеллектуалов, , творческих людей, работников искусства занятых самовыражением. Аполитичная позиция с точки зрения идеалиста может рассматриваться как враждебная его целям, и вызывать агрессию. Отсутствие своей позиции становится правилом плохого тона. Под постами некоторых медийных личностей можно найти комментарии вроде «как можно оставаться равнодушным к тому, что происходит?» либо «конечно, платье красивое показываете, пока народ дубинками бьют». Подспудный смысл такой агрессии состоит в том, что «вам всё равно на то, что нам плохо», и психологически это означает, что человек травматично реагирует на равнодушие других к его проблемам. Такое происходит, если у человека был родитель, реагирующий таким образом на его потребности в детстве. Среди самовыражающихся личностей действительно много тех, кто обладает нарциссическим характером, то есть видит только свои интересы, игнорируя чувства других.   

Архетип отца

Если у человека есть проблемы с начальством, или его директором, боссом, представителем закона, или же президентом страны, Юнгианской психолог смотрит в первую очередь на отношения этого клиента с его отцом. Наш мир иерархичен, и у этого есть свои причины, поскольку на принципе пирамиды строится возможность организации людей в коллективы, их обучения и развития.  Принцип иерархии в первичной социальной структуре семьи передаёт человеку отец. Отец же несёт ответственность и за благополучие своего ребёнка, материальное и психологическое. Эти отношения в психике архетипичны, то есть бессознательны. Если отец не удовлетворял потребности ребёнка, у того остаётся на отца подсознательная обида, которая затем проецируется на другие авторитетные фигуры в жизни человека, в частности власть имущие. Неслучайно президента называют «батькой», потому что его фигура накладывается на отцовский  архетип. Если на реального отца есть обида, и она не осознана, то человек всегда будет проецировать ответственность за свои проблемы на внешние фигуры, и воевать с ними, осуществляя бессознательную месть.  Эта динамика составляет существенную часть всей политической полемики и борьбы. Чтобы этот процесс завершился, человеку нужно пройти терапию, проработать свои потребности, и создать внутри себя собственную крепкую фигуру внутреннего отца.

Принятие ограничений

При политических процессах человек стремится расширить свою власть, но при этом он может  столкнуться и с собственными ограничениями. Поэтому многие идеалисты сейчас испытывают подавленные состояния, не видя возможностей для победы демократических ценностей. В обычной жизни мы не задумываемся об ограничениях, думая, что управляем своей жизнью и распоряжаемся ею. Но в экстренных ситуациях – стихийное бедствие, эпидемия, война, или же просто вынужденный вызов в суд, или военкомат – человек неожиданно вспоминает, что на самом деле он в некотором смысле «муравей», каких множество, и что каждая индивидуальная жизнь встроена в структуру социума, который может наложить ограничения на его личные решения. Всем нам неприятно сталкиваться со своими ограничениями, потому что по природе своей наше эго стремится к свободе, расширению и могуществу, которые в принципе не могут быть полностью достигнуты в материальном мире. Люди, одержимые этой гонкой, заболевают психическими заболеваниями, вроде перфекционизма или мании величия. Способность принять свои ограничения – это важная часть психологического  здоровья. Для этого нужно уметь принимать свою слабость и несовершенство мира как необходимые факторы для процесса роста, и при этом уметь находить в мире что-то стоящее для создания индивидуального смысла жизни. Когда речь идёт о социальных ограничениях, как нельзя лучше подходит психологическая молитва ищущих исцеление от пристрастия: «Дай мне смирение принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Опубликовано 17 июля 2020 г. на lady.tut.by

Оставить свой комментарий